Индекс Баффета

(RU) Индекс Баффета

  • 04/04/2025

Индекс или индикатор Баффета – изобретено “оракулом из Омахи” Уореном Баффетом, которое он сам скромно называет “лучшим и единственным показателем реальной оценки рынка в любой момент времени”. По мнению инвестора, его методика расчета может дать достаточно точное представление о реальной недооценке или переоценке фондового рынка страны в целом.

Индекс рассчитывается как отношение рыночной капитализации всех публичных компаний к ВВП страны. Определяют новые значения ежеквартально после выхода уточненных квартальных отчетов по ВВП или ежегодно.

Первый из показателей определяют:

  • По балансовым отчетам американских компаний, размещенным в открытом доступе на сайте регулятора – ФРС США.
  • По текущим (на момент публикации уточненных квартальных или годовых данных по ВВП) значениям широкого индекса акций Wilshire 5000.

Сам Уоррен Баффет пользовался первым вариантом, что позволило ему построить кривую почти за 80-летний период. При работе с Wilshire 5000 получить анализ на таком временном интервале нельзя – сам индекс рассчитывается только с 1971 г.

Как интерпретировать значения индекса

В реалии индикатор Баффета является неким аналогом стандартного мультипликатора доходности P/S в масштабах государства. Однако даже при таком подходе есть определенные сложности интерпретации его показаний. Если в случае с оценкой акций компаний показатель, как правило, сравнивают со средним по отрасли или со значениями, рассчитанными для конкурентов, то для страны практически невозможно подобрать адекватный эталон.

Аналитики, работающие с Индексом Баффета, используют несколько вариантов чтения его показаний:

– По абсолютным значениям. В этом случае недооцененность или перегрев рынка оценивают по нахождению текущего значения в определенном диапазоне:

  • Менее 73 % – рынок значительно недооценен, рассматривается как хорошая возможность для покупок ценных бумаг.
  • 73–93 % – незначительная недооценка. Стоит рассматривать возможности для покупки, однако следует провести скрупулезный анализ для поиска лучших активов.
  • 93–113 % – уровень справедливой оценки. При выборе активов для покупки на первый план выходят другие показатели фундаментального анализа для экономики страны, отрасли и конкретной компании.
  • 114–135 % – умеренная переоценка. Рынок приближается к зоне опасного перегрева, однако найти привлекательные активы для покупок все еще возможно.
  • Свыше 135 % – “красная” зона, рынок значительно переоценен, существенно возрастает вероятность коррекции. Инвесторам следует задумываться о реструктуризации портфелей с увеличением доли защитных активов или выводе инвестиций в деньги.

– Превышение текущим значением индекса средней величины за весь расчетный период. В этом случае при отрицательной разнице в 30 % и более принято считать, что рынок серьезно недооценен, при положительной в тех же пределах – сильно “перегрет”.

– Сравнение с трендовой линией (как правило, простой скользящей средней) построенной на исторических значениях индекса. Как правило, в таком варианте не просто оценивают разницу, а сравнивают ее со стандартным отклонением. В диапазоне от -1 до 1 Std состояние рынка считают нормальным, рассматривая варианты покупки и продажи активов по другим показателям. При выходе за стандартное отклонение, а тем более при приближении в -2 Std и 2 Std говорят о значительно недооцененном или переоцененном рынке и рассматривают варианты вывода инвестиций в деньги или перевода их в более безопасные активы.

Насколько можно доверять данному инструменту

Сам Уоррен Баффет называет этот индикатор одним из своих любимых и заявляет, что широко использует его в своей инвестиционной деятельности. По словам владельца Berkshire Hathaway именно работа с этим индексом помогла ему избежать множества серьезных потерь. “Следует быть осторожным, когда большинство проявляет жадность” – так говорит он о пиках на кривой этого инструмента.

Аналитики, уделяющие серьезное внимание индикатору Баффета, выделяют прежде всего 2 наиболее успешных прогноза, которые получены с его использованием:

  1. Великая депрессия 20-х годов прошлого века. Действительно, построенный на исторических данных индикатор сформировал пик в “красной” зоне перегретого рынка еще до обвала на биржах.
  2. Крах доткомов в 2000 г. Тогда на всех вариантах графиков индекса Баффета можно было наблюдать локальные максимумы в области переоцененного рынка. Причем сформировались они также за несколько месяцев до реального начала кризиса.

Давал Индекс Баффета и уверенные сигналы на рост рынка, например, в 1982 г. и 2009 г. В первом случае восходящий тренд продолжался практически до кризиса 2000 г, связанного с высокотехнологичными компаниями, во втором он продолжается и по настоящий момент.

Вместе с тем одной из крупнейших неудач приверженцев инструмента считается отсутствие сигнала о переоцененности рынка перед кризисом, начавшимся в 2008 г. В этот момент индикатор только слегка превысил среднее значение.

Одним из главных аргументов скептиков стала и разница в показаниях индикатора, обусловленная различным подходом к расчету GDP. Так значение, рассчитанное на 2000 г. (кризис доткомов), ФРС Сент-Луиса составило 113 %, по данным Wilshire Associates индикатор был на уроне 138 %, а оригинальная методика Баффета давала почти 160 %.

Именно с этими проблемами связано и скептическое отношение аналитиков к показаниям индикатора в настоящий момент, когда он регулярно обновляет исторические максимумы и превысил 236 %. Есть у них и веский дополнительный аргумент. Многие считают одной из главных проблем Индекса Баффета факт, что он не учитывает состояние других рынков.

Прежде всего это касается рынка облигаций. Сегодня цена этих бумаг находится на исторических минимумах, а доходность трежерис стабильно растет. Кроме того, процентные ставки ФРС держатся на околонулевом уровне. Все это делает чрезвычайно дешевыми заемные средства для компаний. Кроме того, наблюдается активный переток капиталов из облигаций в акции. С этим связывается текущее ралли фондового рынка и утверждается, что при дальнейшем сохранении ситуации этот рост будет продолжаться и дальше.